Основные причины продажи прибыльного бизнеса

—>
Автор статьи:
Дарья Петрова
Копирайтер
Экспертное мнение:
Максим Новицкий
Основатель компании «Альтера Инвест»
Почему продают бизнес
Бизнес зависит от участия собственника

Рассмотрите идею покупки готового бизнеса
35 000 000 ₽

Город Москва
Прибыль 1 000 000 ₽ / мес.
Окупаемость 35 мес.
Город Санкт-Петербург
Прибыль По запросу
Окупаемость По запросу

Город Санкт-Петербург
Прибыль 150 000 ₽ / мес.
Окупаемость 17 мес.


Город Санкт-Петербург
Прибыль 220 000 ₽ / мес.
Окупаемость 10 мес.

Город Новосибирск
Прибыль 400 000 ₽ / мес.
Окупаемость 2 мес.

Город Новосибирск
Прибыль 20 000 ₽ / мес.
Окупаемость 15 мес.

Город Москва
Прибыль 150 000 ₽ / мес.
Окупаемость 8 мес.
66 000 000 ₽

Город Москва
Прибыль 2 840 000 ₽ / мес.
Окупаемость 24 мес.
120 000 000 ₽

Город Москва
Прибыль 2 500 000 ₽ / мес.
Окупаемость 48 мес.
28 000 000 ₽


Город Новосибирск
Прибыль 1 100 000 ₽ / мес.
Окупаемость 26 мес.
По данным аналитического отдела Альтера Инвест, сейчас в России продается около 30’000 бизнесов разной ценовой категории, из разных городов и сфер. Цифра небольшая для нашей страны, но уже по ней можно сделать определенные выводы: не может продаваться 30’000 убыточных бизнесов, просто по теории вероятности.
Добавим к теории вероятности опыт компании Альтера Инвест и личный опыт каждого из почти ста бизнес-брокеров, получим цифры сильно отличные от нуля.
Если быть точным, по нашей статистике порядка 65% продаваемых бизнесов являются прибыльными или хотя бы не работают в убыток.
Почему продают бизнес
Давайте разберемся в основных причинах, которые заставляют предпринимателей продавать прибыльный бизнес, или как говорит простой обыватель, «продавать дойную корову». Столько статей написано на эту тему, столько реальных кейсов разобрано. В них покупатели с удовольствием рассказывают, что их бизнес уже не первый год приносит прибыль. Но всеравно остались скептики, которые не верят, что можно купить прибыльный бизнес.
На мой взгляд, такие «эксперты» существуют в каждой профессиональной сфере. Поэтому постараемся раскрыть вопрос не для них (это зачастую бесполезно), а для тех, кто первый раз столкнулся с темой.
Мы выделяем 7 основных причин продажи готового бизнеса:
- Переезд собственника
- Усталость, желание выйти «на пенсию»
- Болезнь, смерть, или другая объективная потребность в деньгах
- Более привлекательное направление в бизнесе или инвестициях
- Разногласия собственников
- Объективная ситуация на рынке или хорошее предложение за бизнес (такие продавцы сами не ищут покупателей, их находят покупатели)
- Бизнес создавался с целью продажи
Бизнес с целью продажи
Из всех причин только создание бизнеса для последующей продажи неоднозначно и несёт в себе определенные риски.
Бизнес, который создавался с целью продажи, с самого первого дня несет в себе основную цель — максимизация прибыли при продаже. Нет глобальных мыслей о захвате всего рынка, о сверхкачественном продукте и т.д.
![]()
Даже отсутствие таких целей не говорит о качестве самого бизнеса. В практике такие бизнесы передаются легче. В них лучше прописаны бизнес-процессы. Управленческая команда подбираетcя заранее с учетом того, что в дальнейшем бизнес будет управляться нанятыми управленцами, а не собственником.
Хорошее предложение со стороны покупателей
Причина, связанная с ситуацией на рынке, обычно вызвана конкурентной средой. Сделки часто проходят с продавцами и покупателями из одной отрасли. Причем инициатором не всегда выступают продавцы. Иногда более слабые игроки продаются более сильным.
Особенно заметно, когда федеральный игрок начинает региональную экспансию. В конечном итоге, он предлагает хорошую цену за бизнес, чтобы захватить долю рынка. Либо своей активностью вынуждают местных предпринимателей продаваться более крупным игрокам.
![]()
Если региональный игрок не выдерживает конкурентную борьбу, мы советуем как можно раньше искать покупателей. Чем раньше начнется поиск покупателя, тем больше вероятность выйти из бизнеса с максимальной прибылью. Продать аутсайдера на рынке будет крайне сложно, да и цена будет далека от идеальной.
По всем остальным причинам продажи ситуация более понятна и, на мой взгляд, не требует детального обсуждения. Выход из бизнеса в таких случаях воспринимается наиболее логичным.
Бизнес зависит от участия собственника
Многие скептики спрашивают: «зачем продавать, если можно поставить управляющего?». Довод, хороший, но если мы говорим о микробизнесе (объекты до 30 млн рублей) и частично о малом бизнесе (от 30 млн до 150 млн рублей), то в 80-90% случаев такой сценарий не работает.
Мы практически не видим примеров, когда отсутствие собственника в бизнесе никак не сказывается на финансовых показателях. Обычно прослеживается четко прямая корреляция — чем больше вовлеченность собственника в дела компании, тем лучше дела у самого бизнеса.
Страсть, желание, самоотдача, видение будущего, стремление достичь больших целей, сделать из своей компании лидера отрасли — это не передать управляющему. К сожалению. А отсутствие таких аспектов в микро и малом бизнесе ведет к его увяданию.
Зачем смотреть, как твой бизнес медленно, но верно идёт вниз? Может лучше продать бизнес, пока еще есть что продавать? Конечно, есть исключения, но их мало.
![]()
Причины продажи бизнеса могут ничем не отличаться от причин продажи автомобиля. Но разве они являются лакмусовой бумажкой качества самого продукта? Конечно, нет! Проверка бизнеса — вот, что должно являться основанием покупки.
Удачи в покупке бизнеса!
Источник https://alterainvest.ru/rus/blogi/prichiny-prodazhi-pribylnogo-biznesa/